Могут ли шашки ходить назад. Правила игры в шашки (русские, международные, бразильские, итальянские, пул, чекерс, поддавки)

Доска, на которой играют, состоит из 32 темных и 32 светлых клеток - они называются ПОЛЯМИ, а печатное изображение доски - ДИАГРАММОЙ. Вот она.

Диаграмма 84

Посмотри: какое поле в левом нижнем углу? Оно ТЕМНОЕ! Доска ставится между игроками тоже именно так - ЕЕ НИЖНЕЕ УГЛОВОЕ ПОЛЕ СЛЕВА ДОЛЖНО БЫТЬ ТЕМНЫМ.
Во время игры шашки передвигаются, но только по темным полям. А записать (и потом прочитать), какой был сделан ход или как стоят на доске шашки, помогает НОТАЦИЯ - система обозначения полей.

Диаграмма 85

Здесь на диаграмме ты видишь, что поля образуют ряды. Ряды, идущие снизу вверх (они помечены сплошными линиями), называются ВЕРТИКАЛЬНЫМИ, или ВЕРТИКАЛЯМИ, а идущие слева направо (помечены пунктиром) называются ГОРИЗОНТАЛЬНЫМИ, или ГОРИЗОНТАЛЯМИ.
Вертикальные ряды обозначаются буквами латинского алфавита-а, b, с, d, е, f, g, h (а, бэ, цэ, дэ, е, эф, же, аш).
Горизонтальные ряды обозначаются цифрами - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
На каждом темном поле вертикальный ряд пересекается с горизонтальным. Поле, на котором пересекается ряд «b» с рядом «2», обозначают b2 (бэ два); поле, где пересекаются ряды «d» и «6», обозначают d6 (дэ шесть). Так обозначают и остальные поля - это ты увидишь на диаграмме 86.

Диаграмма 86

И еще кое-что о доске.
Горизонтальные ряды 1 и 8 называют ДАМОЧНЫМИ РЯДАМИ, а их темные поля (a1, c1, e1, g1, b8, d8, f8, h8) -ДАМОЧНЫМИ ПОЛЯМИ. Вертикальные ряды а и h называются БОРТАМИ, а их темные поля (аЗ, а5, а7, h2, h4, h6) - БОРТОВЫМИ ПОЛЯМИ.
Темные поля, соприкасаясь уголками, как бы образуют цепочки - это ДИАГОНАЛИ. Они имеют названия.

Диаграмма 87

Диагональ, обозначенная жирной чертой (она идет от а 1 до h8) - БОЛЬШАЯ ДОРОГА, или БОЛЬШАК.
Двойными чертами обозначены двойники. Их два: тот, что ближе к тебе (а7 - g1),- нижний, а второй (b8-h2) - верхний.
Две диагонали, обозначенные тройными чертами (аЗ -f8 и c1-h6) -ТРОЙНИКИ. Их тоже два - нижний и верхний.
И наконец, диагонали, обозначенные волнистой линией (e1 - h4, h4 - d8, d8-а5, а5-e1), образуют КОСЯК.
А теперь скажи ты:
1. Какого цвета должно быть угловое поле возле левой руки игрока?
2. Что такое шашечная нотация?
3. Чем обозначаются вертикали? Чем - горизонтали?
4. Назови поля большой дороги, затем поля двойников, потом - тройников.
5. Как ты уже знаешь, на доске есть 32 темных поля. Теперь сосчитай - из скольких полей состоит большая дорога, из скольких оба двойника, из скольких оба тройника, из скольких косяк. Сложи эти четыре числа - получится больше, чем 32. Подумай: почему?
Ответы проверь сам, прочитав предыдущий текст.

О ШАШКАХ

Сражение ведут два ПРОТИВНИКА. Перед началом его у каждого под командованием войско из двенадцати шашек. У одного - белые шашки, у другого - черные.

Диаграмма 88

Так расставляют шашки до начала игры - белые на a1, аЗ, b2, c1, сЗ, d2 и т. д., черные на а7, b6, b8, с7, d6, d8 и т. д. Затем противники приступают к боевым действиям - поочередно передвигают свои шашки, ХОДЯТ. Первыми белые, потом черные, опять белые и т. д. Кому играть белыми, определяют жребием.
Шашки бывают ПРОСТЫМИ и ДАМКАМИ, но вначале все - простые. А когда простая попадает на дамочное поле в лагере соперника, она превращается в дамку, что обозначают двумя шашками, поставленными одна на другую.
Цель игры - уничтожить (побить и снять с доски) все шашки противника или же лишить его возможности сделать ход. Но подробнее об этом - чуть дальше.

КАК ШАШКИ ХОДЯТ

Передвигаются шашки по диагоналям. Такое передвижение с одного поля на другое называется ХОДОМ. Есть два вида ходов: ТИХИЙ (без взятия неприятельских шашек) и УДАРНЫЙ (когда бьются и снимаются с доски неприятельские шашки).
Записать ход можно так - указать поле, на котором шашка стояла, и поле, на которое она пошла. При записи тихого хода между обозначенными полями ставится тире.

КАК ЖЕ ДЕЛАЮТ ТИХИЙ ХОД?

Простая при тихом ходе передвигается по диагонали и ТОЛЬКО ВПЕРЕД - на соседнее свободное поле. Посмотри -

Диаграмма 89

Белые тут могут сделать любой из показанных стрелками ходов. Простая d2 может пойти на сЗ (что запишется d2-сЗ) или на еЗ (d2 - еЗ); простая е7 может пойти либо на d8 (е7 - d8), либо на f8 (е7 - f8), превращаясь в том и другом случае в дамку; простая g1 имеет только ход g1-f2.
Черные могли бы здесь пойти b2-a1, превращая простую в дамку, а могли бы и g5-f4 или g5-h4.
Дамка подвижнее простой. При тихом ходе она может продвинуться по диагонали КАК ВПЕРЕД, ТАК И НАЗАД, перейдя через любое количество свободных полей.

Диаграмма 90

Белая дамка b2 может пойти на аЗ (b2 - аЗ), или на c1 (b2 - c1), или на любое из полей большой дороги. Белая дамка еЗ может пойти на d4, на с5, на f2, на g1, а также на любое поле нижнего тройника. (Из всех этих ходов для белых лучший еЗ-с5, а почему - ты пой­мешь, когда прочитаешь об ударных ходах.) Черная дамка могла бы пойти на h4, на f2, на e1, а также на любое поле верхнего двойника.

А КАК ДЕЛАЮТ УДАРНЫЙ ХОД?

Простая, совершая ударный ход, перепрыгивает через рядом стоящую шашку противника (если за ней свободное поле) - БЬЕТ ЕЕ, после чего побитую шашку снимают с доски. Бить можно не только вперед, НО И НАЗАД, причем сразу несколько шашек. Смотри -

Диаграмма 91

Белые идут дамкой d4 - сЗ, черная простая теперь должна побить дамку d2:b4 (в записи хода со взятием вместо тире ставится двоеточие). И тогда белая простая бьет так - a3:c5:e7:g5, после чего побитые ею шашки с доски снимаются. Записывают такой ударный ход короче- аЗ: g5.
Вот еще случай взятия простой шашкой.

Диаграмма 92

Белые идут g3 - f4, и черные должны эту шашку побить. Но как? Можно е5: g3, а можно еЗ: g5. ВЫБОР ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ БЬЮЩЕМУ. Конечно, тут играющий черными побьет е5: g3 (скажи - почему?). Но предположим, что он ошибся и побил e3:g5. Те­перь уже выбор между h4: d8 и h4: d4 за белыми. Разумеется, они побили бы h4:d8, и их простая превратилась бы в дамку.
Теперь о том, как бьет дамка. Совершая ударный ход, она перепрыгивает через шашку противника, находящуюся на ее пути, и ставится за нею на любое свободное поле, после чего побитая шашка снимается с доски. Дамка тоже может бить и вперед и назад, а также за один ход может побить несколько шашек.

Диаграмма 93

Здесь из трех белых дамок бить может только одна. Дамке аЗ нельзя бить, так как пришлось бы перепрыгнуть через свою же шашку (b4). Не может бить и дамка b8, так как через две рядом стоящие шашки перепрыгивать нельзя. Белые бьют так: f8:c5:f2:h4:f6:a1, что записывается короче - f 8: а 1. После хода все побитые шашки (d6, еЗ, g3, g5, е5) снимаются с доски. Делая этот ударный ход, белая дамка имела право остановиться не на a1, а на b2 (или сЗ, или d4), но это, конечно, было ей невыгодно: тогда ответным ходом ее побила бы черная дамка h8.

Диаграмма 94

Белые тут идут 1. f2 - еЗ. Черная дамка бьет 1... h6:d2. Как теперь может бить белая дамка? Смотри - 2. e1:c3:f6:h8; 2. e1:сЗ:f6: d8:a5; 2. e1:b4:f8:h6; 2. e1:a5:c7:f4 (g3 или h2); 2. e1: a5: d8:f6:h8; 2. e1: a5: d8: f6: d4 (сЗ, b2 или a1). Из шести возможностей белые имеют право выбрать любую. Как видишь, они одним ходом побьют и снимут с доски почти все шашки соперника.
Почему же черные позволили белой дамке проявить такую прыть? Почему они своей дамкой h6 побили специально подставленную им ходом 1. f2 - еЗ шашку? Потому что есть правило -
БИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Таким образом, если шашки твоего противника оказываются под ударом, ТЫ ОБЯЗАН ИХ ПОБИТЬ, выгодно это тебе или нет. И нельзя прекращать удара, не побив все шашки, которые можно взять этим ударным ходом. Разумеется, так обязан поступать и твой соперник: когда у него под ударом твои шашки, он должен их побить.
Теперь еще одно правило.
Когда простая попадает на дамочное поле тихим ходом, то она превращается в дамку, но бить как дамка может только после ответного хода противника; когда же простая попадает на дамочное поле ударным ходом, то она превращается в дамку и сразу же бьет дальше как дамка (если, конечно, ей есть что бить). На диаграммах 95 и 96 видно, как это происходит.

Диаграмма 95 Диаграмма 96

Если белые пойдут 1. е7 - d8 (диаграмма 95) то их простая превратится в дамку, но не бьет сразу шашку b6, а ждет ответного хода. Черные же отвечают 1...d2-e1 (теперь это дамка) и выигрывают: 2. d8: а5 с5-b4 3. а5: сЗ e1: а5.
А на диаграмме 96 после 1. g3 - f4 еЗ: g5 белая простая h4 попадает на d8 ударным ходом и потому, превратившись в дамку, сразу же бьет дальше - 2. h4:d8:a5:e1, то есть 2.h4: e1 с выигрышем белых.
И наконец, ты должен запомнить еще три условия, связанные со взятием.
1. ПРИ УДАРЕ МОЖНО СНИМАТЬ ШАШКИ С ДОСКИ ЛИШЬ ПО ОКОНЧАНИИ ХОДА.

Диаграмма 97

Это условие требует, чтобы белые били тут так - e1: а5: с7: е5, и стоп! Простую d4 бить нельзя: за ней нет свободного поля - там стоит шашка сЗ, которая хотя и побита, но может быть снята с доски только после окончания хода. Поэтому белые, закончив удар 1. e1:e5, ставят дамку на е5 и снимают шашки сЗ, b6, d6. Черные в ответ берут дамку-1...d4:f6.
Такой удар, при котором уже побитая, но не снятая с доски шашка останавливает дамку, называется ТУРЕЦКИМ УДАРОМ.
2. ПРИ УДАРЕ НЕЛЬЗЯ ДВАЖДЫ ПЕРЕПРЫГИВАТЬ БЕРУЩЕЙ ШАШКОЙ ЧЕРЕЗ ОДНУ И ТУ ЖЕ ШАШКУ ПРОТИВНИКА.

Диаграмма 98

Как белые обязаны здесь бить? Так - b2: f 6...(и пока не снимать шашку d4 с доски - удар еще не окончен)... f6: d8: b6. Но не дальше!
Ведь шашку f 2 бить нельзя, потому что пришлось бы второй раз перепрыгнуть через шашку d4. Дамка останавливается на b6, и черные бьют ее-а5:с7.
Это тоже был турецкий удар: дамку остановила уже побитая ею шашка d4.
3. ПРИ УДАРЕ РАЗРЕШАЕТСЯ МНОГОКРАТНО ПЕРЕХОДИТЬ ЧЕРЕЗ ОДНО И ТО ЖЕ СВОБОДНОЕ ПОЛЕ.

Диаграмма 99

Белые здесь могут (и обязаны!) побить так - 1. аЗ: d6:g3:e1:а5:с7. Дамка тут дважды переходила через поле b4, но это разрешается, так как оно свободное. После удара дамки черные заберут ее 1...d8:b6.

ЕЩЕ О ЗАПИСИ ХОДОВ

Если нужно записать партию, ходы пишут столбиками: слева - белых, справа - черных. Значит, ХОД БЕЛЫХ И ОТВЕТ ЧЕРНЫХ БУДУТ СТОЯТЬ ПОД ОДНИМ ПОРЯДКОВЫМ НОМЕРОМ. Вот так:
Петя Андреев Саша Лядов
1. сЗ-d4 d6-с5
2. b2 - сЗ е7-d6
3. a1- b2 d6- е5
4. g3-h4 с5-b4
5. аЗ:с5 е5-f4
6. еЗ:е7 f8: b4
7. сЗ:а5 h6-g5
8. h4:f6 g7:a1
Черные прошли в дамки и должны выиграть.
Запись партии можно вести и в строчку:
Петя Андреев - Саша Лядов: 1. сЗ-d4 d6-с5 2. b2-сЗ е7-d6 3. a1- b2 d6- е5 4. g3-h4 с5-b4 5. аЗ: с5 е5-f4 6. еЗ: е7 f 8: b4 7. сЗ: а5 h6-g5 8. h4: f6 g7: a1 и т. д.
Иногда применяется сокращенная нотация: не указывают номер ряда, с которого пошла шашка, и не пишут тире и двоеточия:
Петя Андреев - Саша Лядов: 1. cd4 dc5 2. bсЗ ed6 3. ab2 de5 4. gh4 cb4 5. ас5 ef4 6. ее7 fb4 7. са5 hg5 8. hf6 ga1 и т. д.
А как записать положение шашек на доске? Смотри- вот запись позиции на диаграмме 94.
Белые: Д.е1, np.c1, f 2; черные: Д.h6,пр.b6,е5,е7,g7.
«Д» означает дамки, «пр.» - простые. Если в пози­ции нет дамок, то при записи можно не ставить «пр.».
В КНИГАХ ДИАГРАММЫ ВСЕГДА РАСПОЛОЖЕНЫ ТАК, ЧТО ЛАГЕРЬ БЕЛЫХ НАХОДИТСЯ ВНИЗУ.
ЕСЛИ НАПЕЧАТАНА ПОЗИЦИЯ И НЕ УКАЗАНО, ЧЕЙ ХОД, ЗНАЧИТ, ХОД БЕЛЫХ.
Нужно знать и такие обозначения:
X - и выигрывают.
! - отличный ход.
!! - замечательный ход.
? - слабый или ведущий к проигрышу ход.
? ? - грубая ошибка.

ЧТО СЧИТАЕТСЯ ПОБЕДОЙ?

ВЫИГРАВШИМ ПАРТИЮ СЧИТАЕТСЯ ТОТ, КТО ЗАБЕРЕТ ВСЕ ШАШКИ ПРОТИВНИКА ИЛИ ЛИШИТ ИХ ХОДА. ЕСЛИ ЖЕ НИ ИГРАЮЩИЙ БЕЛЫМИ, НИ ИГРАЮ­ЩИЙ ЧЕРНЫМИ СДЕЛАТЬ ЭТО НЕ СМОЖЕТ, ПАРТИЯ ПРИЗНАЕТСЯ НИЧЬЕЙ.

Диаграмма 100

Тут белые выигрывают, забирая все черные шашки: 1. g3-f4 e5:g3 2. h2:g1X.

Диаграмма 101

Здесь был ход черных. Они могли пойти 1...h2-g1 (чтобы потом ходить дамкой вверх и вниз по нижнему двойнику) и тогда выиграли бы. Черные же сделали соблазнительный (забрать шашку!), но плохой ход - 1...h2 - е5?, и игра закончилась так: 2. b2 - сЗ! e5:a1 (если 2...е5:b2, то 3. аЗ-b4 а5:сЗ 4. c1:a3, и черные сами должны отдать свою последнюю шашку) 3. аЗ - b4! а5: сЗ 4. c1 -b2 сЗ-d2 (другого хода нет) 5. e1: сЗ - победа белых: они лишили противника возможности сделать ход - заперли его дамку.
Ну вот ты и узнал почти о всех правилах шашек. Теперь можешь сам вести с друзьями сражения на шашечной доске. Советуем в этих сражениях придерживаться двух следующих обязательных при игре правил поведения.
ТРОНУЛ -ХОДИ!
Это значит, что игрок, дотронувшийся до своей шашки (когда его очередь ходить), обязан ею сделать ход (если, конечно, такое возможно).
ОТНЯЛ РУКУ -ХОД СДЕЛАН!
А это означает, что игрок, передвинувший свою шашку и уже отнявший от нее руку, не имеет права, спохватившись, пойти этой шашкой на другое поле.
Поэтому, если нужно подвинуть шашки, чтобы они стояли аккуратнее, то прежде, чем дотрагиваться до них, следует предупредить противника словом «ПОПРАВЛЯЮ».


Шашки являются, пожалуй, второй по популярности настольной игрой в мире, уступая пальму первенства лишь своим старшим братьям — нардам.

История их происхождения насчитывает несколько столетий, а первые игры, подобные шашечным, существовали ещё в Древнем Египте в 1600 году до нашей эры.

На протяжение последующего времени, шашки завоевали популярность во всём мире – археологические раскопки доказали, что плоские фигурки из янтаря или более простые варианты из камня, использовались для умственного развлечения ещё в Киевской Руси.

В 12 веке они появились на территории Франции, а на два столетия позже – в Англии, где активно использовались не только для отдыха, но и для проработки тактики ведения рыцарских боёв.

Интересный факт! Пётр Первый, известный реформатор и новатор своего времени, с юных лет проявлявший интерес к развивающим наукам, уделял шашкам особенное значение. Во дворце даже существовала специальная комната, отведённая для игры, в которой император любил проводить своё свободное время.

И сегодня это любимая многими настольная игра, ставшая одним из самых доступных и массовых видов спортивных состязаний.

Шашечный спорт развивается во всём мире:

  • Ежегодно проводятся турниры разного масштаба, от районных соревнований до континентальных чемпионатов мира.
  • Образовываются клубы любителей – шашистов.
  • Функционируют и развиваются школы для начинающих детей, в которых своим опытом с юными спортсменами делятся настоящие профессионалы.

Если вас увлекает магия игры и вы хотите не только научиться правильно ходить, но и отточить свои логические способности, или мечтаете научить ребенка интересно и с пользой проводить время не за компьютером, мы подскажем, как правильно играть в шашки чтобы выиграть.

Итак, разберём правила игры в русские шашки:

  1. В состязании участвуют два игрока, каждый из которых имеет свой комплект из 12 фигур белого или чёрного цвета.
  2. Игра ведётся на стандартной шахматной доске 8 х 8, повёрнутой так, чтобы по горизонтали были буквы, а по вертикали – цифры.
  3. Шашки выставляются только на чёрные клетки таким образом, чтобы заполнить три горизонтальных ряда со своей стороны. Таким образом, между фигурами противника остаётся две свободных полосы.
  4. Шаги выполняются поочерёдно, причём первый ход делает игрок с белыми фигурами.
  5. Ходить разрешается только по чёрным квадратам доски.
  6. Если за шашкой имеется пустая чёрная клетка, то она обязательно должна быть «убита» — первый игрок переносит свою фигуру на свободный квадрат, а фишка противника снимается с доски.
  7. За один ход бьют столько фигур, сколько можно переступить, без ограничения в количестве.
  8. Существует правило зафук, согласно которому игрок, не заметивший возможность «съесть» шашку противника, должен вернуться назад на свою клетку и правильно повторить ход.Это положение пришло на замену устаревшему правилу фука, при котором фигура, сделавшая неправильный шаг, считалась «убитой» и снималась со стола, а ход не повторялся.
  9. Если в результате игры простая шашка достигает последней горизонтали на стороне противника, она переворачивается вверх дном и получает название «дамка» с увеличенными возможностями по взятию фигур соперника.Дамка может передвигаться по всей длине диагонального ряда, «съедая» на своём пути все вражеские фишки.
  10. И простая шашка, и дамка могут «бить» фигуры в любом направлении – назад и вперёд. Но, в отличие от того, как ходит дамка, простая шашка не может сделать ход назад, если он не ударный.
  11. Одним из тактических приёмов игры является «сдача» одной или нескольких собственных фигур для получения возможности сделать ход или для других преимуществ в игре.
  12. Игра заканчивается победой одного из игроков, если тот «побил» все шашки соперника, или ничьёй, если на доске фигуры располагаются таким образом, что дальнейшие ходы невозможны с обеих сторон.
  13. Если на доске не остаётся ни одной простой фигуры, а только дамки, разрешается сделать 15 ходов, после которых либо определяется победитель, либо признаётся ничья.

Обратите внимание! В других разновидностях игры могут существовать некоторые различия в правилах. Так, например, в канадские шашки играют на доске, размером 12×12, а в английском варианте первый ход делают «чёрные».

Контроль времени

Для того, чтобы обозначить временные рамки, на международных соревнованиях принято использовать несколько классификаций длительности игры:

  • Классические шашки – 1 час на партию.
  • Рапид (быстрая игра) – 15 минут на партию.
  • Блиц (молниеносная игра) – 3 минуты на партию.

При необходимости, судья может добавить некоторое количество времени за каждый сделанный ход до конца партии.

Обратите внимание! Подобно шахматному турниру, игроки также ведут нотацию, то есть делают запись своих маневров, в которой сокращённо обозначают характеристику хода или тактический приём.

Словарь терминов

Как и в любых спортивных состязаниях, в шашках существует собственная терминология, при помощи которой опытные игроки обозначают своё действие, период игры или положение фигур на доске.

Для новичков не лишне будет разобраться в специальных выражениях, используемых шашистами, чтобы познать все тонкости и секреты этого интеллектуального вида спорта.

Термин Объяснение
Атака Наступление одной из сторон
Блокада Ситуация, при которой невозможно продвижение шашки в любом направлении
Большинство (правило большинства) Принятое в некоторых разновидностях игры правило, при котором игрок обязан из любых возможных вариантов своего хода выбрать именно тот, при котором его шашка бьёт наибольшее число фигур противника
Вилка Позиция, при которой на доске остаётся одна дамка против двух простых шашек противника
Гамбит Жертва своей фигуры в самом начале партии для получения инициативы в игре
Дамка Самая сильная фигура на доске, обладает возможностью бить в любом направлении, и брать любое количество шашек противника
Жертва Умышленная потеря своей фигуры, в целях получения дальнейшей выгоды
Ловушка Положение, в которое соперники пытаются вовлечь друг друга для установления выигрышной позиции
Ничья Результат партии, при котором не определяется ни победитель ни побеждённый
Поддавки (обратные шашки) Разновидность игры, конечным результатом которой является не захват всех фигур противника, а сдача своих
Позиция Расположение фигур на доске
Рубить Снять шашку противника, находящуюся под ударом, и поставить на её место свою
Тихий ход Простой ход шашки, без взятия фигуры противника
Ударный ход Ход, при котором «съедается» одна или несколько фигур противника
Фланг Одна из сторон шашечной доски
Цугцванг Положение, при котором любой ход приводит только к ухудшению собственной позиции
Эндшпиль Заключительная фаза игры

В нашей статье мы попытались кратко и доступно рассказать о самых распространённых правилах, применяемых для игры в шашки. Но по – настоящему хорошо играть сможет лишь тот, кто возьмёт уроки у опытного шашиста, который поэтапно раскроет все уровни мастерства.

Шашки – это прекрасный способ раннего развития детей. Играть в них можно с самого юного возраста и до старости. Набор фигур и доску легко приобрести в любом магазине спортивных товаров или отделе развивающих игр.

Стоимость такого товара доступна каждому, а польза, приносимая этой интеллектуальной игрой, и удовольствие от победы, смогут надолго держать в тонусе умственные способности и добавить позитива в нашу повседневность.

Полезное видео

    Похожие записи

Знание простейших ловушек поможет Вам быстро выиграть уже в самом начале игры.

В этом материале рассмотрим, как правильно начать игру в шашки , и на что можно надеяться в самом начале шашечной партии . Эта информация рекомендуется в первую очередь начинающим игрокам, так как квалифицированные шашисты конечно же об этом знают.

Оказывается, выиграть в шашки можно уже после второго хода! Конечно, в дамки за такой короткий период игры не пройти и много шашек соперника съесть не удастся. А вот выиграть одну или две шашки у своего противника вполне реально.

Следует заметить, что, имея перевес даже в одну шашку уже в самом начале игры , Вы можете смело рассчитывать на победу, так как какую-либо позиционную компенсацию за эту шашку после нескольких начальных ходов соперник получить вряд ли сможет. Вам же в этой ситуации останется лишь внимательно и без лишнего риска доиграть эту партию до победы.

Перейдем к примерам.

Пример 1. Игра начинается так: 1.cd4 hg5 2.bc3 и уже вторым ходом черные могут совершить ошибку: 2…de5?

ход белых

3.gf4! e:g3 4.h:h6 и у белых лишняя шашка.

Пример 2. 1.ef4 dc5 2.fe3 cd4?

ход белых

Черные рассчитывают выиграть сразу две белые шашки после 3.c:e5? f:h4 x

Однако, у играющего белыми есть возможность выиграть шашку черных: 3.e:c5 b:d4 4.c:e5 f:d4 5.fg5! h:f4 6.g:c3 и довести игру до победы.

Играя черными, также можно рассчитывать на подобные ошибки соперника.

Пример 3. 1.cd4 hg5 2.dc5?

ход черных

Это ошибка, кстати, довольно частая среди начинающих игроков и позволяющая черным выиграть шашку: 2…d:b4 3.a:c5 b:d4 4.e:c5 gf4! 5.g:e5 f:b6.

Пример 4. 1.gh4 fe5 2.hg3?

ход черных

И здесь черные выигрывают шашку уже на втором ходу: 2…ed4! 3.e:c5 b:d4 4.c:e5 d:h2, практически обеспечивая себе в дальнейшем выигрыш этой партии.

Из рассмотренных примеров начинающие игроки должны сделать для себя очень важный вывод: для того, чтобы выигрывать, необходимо учиться видеть и проводить в игре (хотя бы аналогичные рассмотренным выше).

Эти навыки помогут также избегать собственных ошибок и не позволять сопернику выигрывать Ваши шашки и проводить . О том, как научиться этому, Вы узнаете из различных материалов сайта, .

При создании ловушек, как, впрочем, и в течение всей игры в шашки надо соблюдать бдительность и вовремя разгадывать ответные замыслы соперника.

Вот еще интересный пример ловушки в дебюте: один из игроков создает ловушку другому, но сам же попадается в западню, подготовленную соперником.

Пример 5. 1.cd4 ba5 2.bc3 cb6 3.gh4 dc5 4.hg3 bc7?

ход белых

Своим последним ходом черные подготовили ловушку: теперь белым нельзя 5.ab2? из-за 5…ab4! 6.c:a5 fg5 7.h:f6 x

Но, оказывается, белые также не прочь выиграть партию в самом начале игры и их ловушка уже сработала: 5.cb4! a:e5 6.ed4 c:e3 7.d:b8 x

Совет: стремясь быстро выиграть , не позволяйте сделать то же самое сопернику!

Рассмотренные примеры достаточно просты. Таких ловушек в начале партии в русские шашки немало, но есть и более сложные. Один из примеров сложной ловушки, в которую может попасться даже не новичок, можно найти (в комментариях к пятому ходу белых).

Ловушка в начале игры — за белых

Ловушка в начале игры — за черных

Ловушки в начале игры — это еще один способ выиграть в шашки, который часто встречается в практической игре, особенно среди новичков. Тема ловушек в самом начале игры в шашки обязательно будет продолжена, следите за новостями .

Понравилась ли Вам информация данной статьи? Оцените полученную информацию или оставьте свои пожелания в форме, расположенной чуть ниже.

WikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Готовы ли вы обыгрывать своих родных и друзей в шашки? Выучите основы, и у вас будет большое преимущество при игре с другими любителями шашек. Если вы готовы начать совершенствоваться в игре в шашки, в этой статье вы найдете описание некоторых стратегий, использование которых увеличит ваши шансы на победу. Кроме того, мы расскажем, как играть в турнирах и постоянно улучшать уровень своего мастерства.

Шаги

Часть 1

Как увеличить шансы на победу

    Постарайтесь провести в дамки больше шашек, чем ваш соперник. В шашках преимущество у того, кто имеет больше дамок. Поэтому поставьте перед собой цель получить как можно больше дамок - это увеличит ваши шансы на победу.

    • Чтобы на практике реализовать этот совет, передвигайте шашки в ту зону доски, где у вашего соперника меньше шашек или его шашки более рассеяны и уязвимы. По возможности страхуйте выдвинутую шашку соседними шашками, даже ценой их жертвы, чтобы увеличить шансы провести дамку.
    • Во второй части статьи мы расскажем, как «перенаправить» шашки противника и пробраться в дамки.
  1. Не передвигайте последний ряд шашек как можно дольше. Соперник не сможет провести дамку, если последние клетки будут заняты вашими шашками, поэтому такая стратегия воспрепятствует ему добиться преимущества на ранних стадиях игры. А когда вы наконец-то начнете ходить последним рядом шашек, у вас появится больше вариантов ходов.

    • Вам не удастся все время удерживать последний ряд. Когда у вас останется мало шашек или появится возможность для выгодного обмена шашками, не бойтесь двигать шашки последнего ряда.
  2. Перемещайте шашки компактными группами и парами. Две шашки «в тандеме» стоят рядом друг с другом по диагонали. Держите шашки достаточно близко друг к другу, чтобы одним ходом вы могли сделать тандем, усложнив сопернику взятие ваших шашек.

    • «Следуйте» за выдвинутой ранее шашкой, прежде чем ходить ею дальше, прикрывая ее. Подстраховка выдвинутой вперед шашки двумя шашками еще надежнее, так как вы сможете защитить ее от удара с двух сторон.
    • Во второй части мы расскажем, как ставить «парные ловушки».
  3. Обменивайтесь шашками, когда это выгодно для вас. Очевидно, что вам выгодно поменять одну свою шашку на две шашки соперника, но даже обмен одной шашки на одну выгоден, если у вас на доске больше шашек, чем у противника.

    • Например, если у вас 5 шашек, а у вашего соперника 4, силы на доске практически равные. Но когда вы обменяете поровну еще три шашки, у вас будет двойное преимущество перед соперником (2 к 1)!
  4. Контролируйте центр доски. Держите несколько шашек ближе к центру, и у вас будет возможность в любой момент быстро перебросить силы на один из флангов, на котором следует сосредоточить внимание. Подобным образом старайтесь не позволить шашкам соперника занять центр поля, чтобы лишить его преимущества.

Часть 2

Тактика и стратегия игры

    Жертвуйте шашки для получения преимущества. Согласно правилу «обязательного удара», соперник должен взять вашу шашку, если у него есть такая возможность. Просчитывайте последствия своих ходов, представляя, какая позиция создастся на доске после взятия вашей шашки, и определяя тем самым, стоит ли ставить ее под удар.

  1. Используйте «парные ловушки». Для этого типа ловушек шашки на доске должны быть расположены определенным образом. Первая шашка (1) занимает крайнюю правую или левую клетку по диагонали, а прямо перед ней на той же диагонали становится ваша вторая шашка (2). Далее вдоль этой диагонали располагается пустая клетка, за ней - шашка соперника (обозначим ее А), за которой следует еще одна его шашка Б.

    • Походите шашкой 2 по направлению к шашкам соперника, подставив ее под удар шашки А.
    • По правилу обязательного удара соперник должен шашкой А побить вашу шашку, но он не может побить потом вашу шашку 1, так как та стоит у края доски.
    • После того, как противник заберет вашу шашку 2, вы сможете побить своей шашкой 1 его шашку А.
    • По этому стандартному сценарию происходит не очень интересный обмен одной шашки на другую. Тем не менее вы можете установить такую ловушку, «поджидая» возможность для двойного удара.
  2. «Перенаправляйте» шашки соперника. Для этого с самого начала партии решите, что шесть ваших шашек с одной стороны доски будут группой А, а шесть с другой - группой Б. Это пригодится вам для того, чтобы определять, какими шашками следует ходить на том или ином этапе игры.

    • В начале партии старайтесь ходить исключительно шашками группы А, передвигая шашки группы Б лишь в том случае, если для шашек группы А нет хороших ходов.
    • Вступая с соперником в размен, старайтесь меняться шашками группы А, оставляя группу Б нетронутой.
    • После нескольких обменов шашки вашего соперника, скорее всего, будут сосредоточены на половине доски, где были шашки группы А. Теперь начинайте продвигать вперед шашки группы Б: так вы сможете занять хорошие позиции, чтобы прорваться в дамки через ослабленную защиту на этом участке доски.

Недаром такая настольная игра как Шашки заслуженно считается самой простой и логичной в мире, поскольку понять то, как рубит дамка в шашках или осуществляются разнообразные ходы и вовсе не составит никакого труда. Почему так? Потому что вся задумка такого развлечение базируется на достаточно простой, но требовательной к размышлениям стратегии, что, в свою очередь, требует от обоих оппонентов умения правильно формировать свои ходы. Но, как не крути, самой сильной фигурой в партии является, без сомнений, дамка так как она заметно отличается по возможностям от других фигур и рубит в шашках совершенно по-другому, став неплохим перевесом в силе соперников.

Как рубит дамка в шашках и чем отличается?

Чтобы создать для себя дамку, как и можно догадаться, ней нужно добраться до самого дальнего края стороны оппонента и подобное правило неизменно независимо от особенностей партии. Однако возможности самой дамки могут заметно отличаться! Самыми яркими примерами могут стать русские шашки и турецкие, где в первом случае дамка может ходить практически на любое расстояние по диагонали, а во втором даже по прямой. Именно поэтому, первым делом, всегда нужно просмотреть то, на каких именно правилах будет производится игра и как рубит дамка в шашках , ведь отличия могут быть просто кардинальными. Но стоит разобраться в вопросе поподробнее и поскольку русские шашки в наших краях имеют наибольшую популярность, чаще всего применяются конкретно их правила.

Как дамка ходит и рубит в русских шашках?

Так как рубит дамка в шашках только по диагонали, ее возможности в достаточной мере остаются ограниченными, но полученная возможность ходить в любом направлении расширяет список доступных целей. Особенно полезной она является конкретно в русском варианте данной настольной игры, так как рубит дамка в шашках не на 1 ближайшую клетку, а сразу на несколько.

Поэтому если по диагонали имеется доступная цель, дамка в шашки с легкостью ее рубит независимо от расстояния. Тем не менее, перед тем как делать подобный шаг важно учесть, что бить фигурки, которые удачно прикрыты все же нельзя. По-своему, это сильное упрощение игрового процесса, поэтому подобные партии будут в особенности интересны тем, кто привык к подобному стилю. Так дамка рубит в шашках только в российских вариантах игры и международных, в то время как другие работают по другой схеме.

Какие системы чаще всего встречаются в интернете?

Если Вы сели играть на своем компьютере, то первое что нужно сделать, это сразу прочитать правила конкретного выбранного варианта. Все дело в том, что они, без сомнений, будут отличаться, если там нет приписки (русские шашки), так что не стоит делать главный упор только на дамку без должного понимания ее особенностей.

Так как по стандартной системе дамка рубит в шашках только на 1 клетку, это значительно усложняет ее использование, пусть и оставляет определенный уровень преимуществ. Поэтому игрок не может перескакивать ней на любое расстояние по диагонали, а также вынужден строить свои ловушки с большим уровнем тактики. Поэтому, если Вы играете по подобным правилам, Вам непременно станут полезными материалы о том, как поймать дамку в шашках тремя дамками, поскольку плохая стратегия лишь затянет турнир без победного конца.

Как бы там ни было, это основные варианты того, как рубит в шашках дамка, поэтому для своего обучения игровому процессу стоит уделять внимание конкретно этому типу. Ну и, напоследок, будет полезными посмотреть , которое наглядно продемонстрирует все особенности подобной ходовки и позволит освоить это наилучшим образом.



Copyright © 2023 Игры для всех.