Русские шашки правила дамки. Как рубит дамка в шашках? Сколько шашек в шашках

Знание простейших ловушек поможет Вам быстро выиграть уже в самом начале игры.

В этом материале рассмотрим, как правильно начать игру в шашки , и на что можно надеяться в самом начале шашечной партии . Эта информация рекомендуется в первую очередь начинающим игрокам, так как квалифицированные шашисты конечно же об этом знают.

Оказывается, выиграть в шашки можно уже после второго хода! Конечно, в дамки за такой короткий период игры не пройти и много шашек соперника съесть не удастся. А вот выиграть одну или две шашки у своего противника вполне реально.

Следует заметить, что, имея перевес даже в одну шашку уже в самом начале игры , Вы можете смело рассчитывать на победу, так как какую-либо позиционную компенсацию за эту шашку после нескольких начальных ходов соперник получить вряд ли сможет. Вам же в этой ситуации останется лишь внимательно и без лишнего риска доиграть эту партию до победы.

Перейдем к примерам.

Пример 1. Игра начинается так: 1.cd4 hg5 2.bc3 и уже вторым ходом черные могут совершить ошибку: 2…de5?

ход белых

3.gf4! e:g3 4.h:h6 и у белых лишняя шашка.

Пример 2. 1.ef4 dc5 2.fe3 cd4?

ход белых

Черные рассчитывают выиграть сразу две белые шашки после 3.c:e5? f:h4 x

Однако, у играющего белыми есть возможность выиграть шашку черных: 3.e:c5 b:d4 4.c:e5 f:d4 5.fg5! h:f4 6.g:c3 и довести игру до победы.

Играя черными, также можно рассчитывать на подобные ошибки соперника.

Пример 3. 1.cd4 hg5 2.dc5?

ход черных

Это ошибка, кстати, довольно частая среди начинающих игроков и позволяющая черным выиграть шашку: 2…d:b4 3.a:c5 b:d4 4.e:c5 gf4! 5.g:e5 f:b6.

Пример 4. 1.gh4 fe5 2.hg3?

ход черных

И здесь черные выигрывают шашку уже на втором ходу: 2…ed4! 3.e:c5 b:d4 4.c:e5 d:h2, практически обеспечивая себе в дальнейшем выигрыш этой партии.

Из рассмотренных примеров начинающие игроки должны сделать для себя очень важный вывод: для того, чтобы выигрывать, необходимо учиться видеть и проводить в игре (хотя бы аналогичные рассмотренным выше).

Эти навыки помогут также избегать собственных ошибок и не позволять сопернику выигрывать Ваши шашки и проводить . О том, как научиться этому, Вы узнаете из различных материалов сайта, .

При создании ловушек, как, впрочем, и в течение всей игры в шашки надо соблюдать бдительность и вовремя разгадывать ответные замыслы соперника.

Вот еще интересный пример ловушки в дебюте: один из игроков создает ловушку другому, но сам же попадается в западню, подготовленную соперником.

Пример 5. 1.cd4 ba5 2.bc3 cb6 3.gh4 dc5 4.hg3 bc7?

ход белых

Своим последним ходом черные подготовили ловушку: теперь белым нельзя 5.ab2? из-за 5…ab4! 6.c:a5 fg5 7.h:f6 x

Но, оказывается, белые также не прочь выиграть партию в самом начале игры и их ловушка уже сработала: 5.cb4! a:e5 6.ed4 c:e3 7.d:b8 x

Совет: стремясь быстро выиграть , не позволяйте сделать то же самое сопернику!

Рассмотренные примеры достаточно просты. Таких ловушек в начале партии в русские шашки немало, но есть и более сложные. Один из примеров сложной ловушки, в которую может попасться даже не новичок, можно найти (в комментариях к пятому ходу белых).

Ловушка в начале игры — за белых

Ловушка в начале игры — за черных

Ловушки в начале игры — это еще один способ выиграть в шашки, который часто встречается в практической игре, особенно среди новичков. Тема ловушек в самом начале игры в шашки обязательно будет продолжена, следите за новостями .

Понравилась ли Вам информация данной статьи? Оцените полученную информацию или оставьте свои пожелания в форме, расположенной чуть ниже.

Доска, на которой играют, состоит из 32 темных и 32 светлых клеток - они называются ПОЛЯМИ, а печатное изображение доски - ДИАГРАММОЙ. Вот она.

Диаграмма 84

Посмотри: какое поле в левом нижнем углу? Оно ТЕМНОЕ! Доска ставится между игроками тоже именно так - ЕЕ НИЖНЕЕ УГЛОВОЕ ПОЛЕ СЛЕВА ДОЛЖНО БЫТЬ ТЕМНЫМ.
Во время игры шашки передвигаются, но только по темным полям. А записать (и потом прочитать), какой был сделан ход или как стоят на доске шашки, помогает НОТАЦИЯ - система обозначения полей.

Диаграмма 85

Здесь на диаграмме ты видишь, что поля образуют ряды. Ряды, идущие снизу вверх (они помечены сплошными линиями), называются ВЕРТИКАЛЬНЫМИ, или ВЕРТИКАЛЯМИ, а идущие слева направо (помечены пунктиром) называются ГОРИЗОНТАЛЬНЫМИ, или ГОРИЗОНТАЛЯМИ.
Вертикальные ряды обозначаются буквами латинского алфавита-а, b, с, d, е, f, g, h (а, бэ, цэ, дэ, е, эф, же, аш).
Горизонтальные ряды обозначаются цифрами - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
На каждом темном поле вертикальный ряд пересекается с горизонтальным. Поле, на котором пересекается ряд «b» с рядом «2», обозначают b2 (бэ два); поле, где пересекаются ряды «d» и «6», обозначают d6 (дэ шесть). Так обозначают и остальные поля - это ты увидишь на диаграмме 86.

Диаграмма 86

И еще кое-что о доске.
Горизонтальные ряды 1 и 8 называют ДАМОЧНЫМИ РЯДАМИ, а их темные поля (a1, c1, e1, g1, b8, d8, f8, h8) -ДАМОЧНЫМИ ПОЛЯМИ. Вертикальные ряды а и h называются БОРТАМИ, а их темные поля (аЗ, а5, а7, h2, h4, h6) - БОРТОВЫМИ ПОЛЯМИ.
Темные поля, соприкасаясь уголками, как бы образуют цепочки - это ДИАГОНАЛИ. Они имеют названия.

Диаграмма 87

Диагональ, обозначенная жирной чертой (она идет от а 1 до h8) - БОЛЬШАЯ ДОРОГА, или БОЛЬШАК.
Двойными чертами обозначены двойники. Их два: тот, что ближе к тебе (а7 - g1),- нижний, а второй (b8-h2) - верхний.
Две диагонали, обозначенные тройными чертами (аЗ -f8 и c1-h6) -ТРОЙНИКИ. Их тоже два - нижний и верхний.
И наконец, диагонали, обозначенные волнистой линией (e1 - h4, h4 - d8, d8-а5, а5-e1), образуют КОСЯК.
А теперь скажи ты:
1. Какого цвета должно быть угловое поле возле левой руки игрока?
2. Что такое шашечная нотация?
3. Чем обозначаются вертикали? Чем - горизонтали?
4. Назови поля большой дороги, затем поля двойников, потом - тройников.
5. Как ты уже знаешь, на доске есть 32 темных поля. Теперь сосчитай - из скольких полей состоит большая дорога, из скольких оба двойника, из скольких оба тройника, из скольких косяк. Сложи эти четыре числа - получится больше, чем 32. Подумай: почему?
Ответы проверь сам, прочитав предыдущий текст.

О ШАШКАХ

Сражение ведут два ПРОТИВНИКА. Перед началом его у каждого под командованием войско из двенадцати шашек. У одного - белые шашки, у другого - черные.

Диаграмма 88

Так расставляют шашки до начала игры - белые на a1, аЗ, b2, c1, сЗ, d2 и т. д., черные на а7, b6, b8, с7, d6, d8 и т. д. Затем противники приступают к боевым действиям - поочередно передвигают свои шашки, ХОДЯТ. Первыми белые, потом черные, опять белые и т. д. Кому играть белыми, определяют жребием.
Шашки бывают ПРОСТЫМИ и ДАМКАМИ, но вначале все - простые. А когда простая попадает на дамочное поле в лагере соперника, она превращается в дамку, что обозначают двумя шашками, поставленными одна на другую.
Цель игры - уничтожить (побить и снять с доски) все шашки противника или же лишить его возможности сделать ход. Но подробнее об этом - чуть дальше.

КАК ШАШКИ ХОДЯТ

Передвигаются шашки по диагоналям. Такое передвижение с одного поля на другое называется ХОДОМ. Есть два вида ходов: ТИХИЙ (без взятия неприятельских шашек) и УДАРНЫЙ (когда бьются и снимаются с доски неприятельские шашки).
Записать ход можно так - указать поле, на котором шашка стояла, и поле, на которое она пошла. При записи тихого хода между обозначенными полями ставится тире.

КАК ЖЕ ДЕЛАЮТ ТИХИЙ ХОД?

Простая при тихом ходе передвигается по диагонали и ТОЛЬКО ВПЕРЕД - на соседнее свободное поле. Посмотри -

Диаграмма 89

Белые тут могут сделать любой из показанных стрелками ходов. Простая d2 может пойти на сЗ (что запишется d2-сЗ) или на еЗ (d2 - еЗ); простая е7 может пойти либо на d8 (е7 - d8), либо на f8 (е7 - f8), превращаясь в том и другом случае в дамку; простая g1 имеет только ход g1-f2.
Черные могли бы здесь пойти b2-a1, превращая простую в дамку, а могли бы и g5-f4 или g5-h4.
Дамка подвижнее простой. При тихом ходе она может продвинуться по диагонали КАК ВПЕРЕД, ТАК И НАЗАД, перейдя через любое количество свободных полей.

Диаграмма 90

Белая дамка b2 может пойти на аЗ (b2 - аЗ), или на c1 (b2 - c1), или на любое из полей большой дороги. Белая дамка еЗ может пойти на d4, на с5, на f2, на g1, а также на любое поле нижнего тройника. (Из всех этих ходов для белых лучший еЗ-с5, а почему - ты пой­мешь, когда прочитаешь об ударных ходах.) Черная дамка могла бы пойти на h4, на f2, на e1, а также на любое поле верхнего двойника.

А КАК ДЕЛАЮТ УДАРНЫЙ ХОД?

Простая, совершая ударный ход, перепрыгивает через рядом стоящую шашку противника (если за ней свободное поле) - БЬЕТ ЕЕ, после чего побитую шашку снимают с доски. Бить можно не только вперед, НО И НАЗАД, причем сразу несколько шашек. Смотри -

Диаграмма 91

Белые идут дамкой d4 - сЗ, черная простая теперь должна побить дамку d2:b4 (в записи хода со взятием вместо тире ставится двоеточие). И тогда белая простая бьет так - a3:c5:e7:g5, после чего побитые ею шашки с доски снимаются. Записывают такой ударный ход короче- аЗ: g5.
Вот еще случай взятия простой шашкой.

Диаграмма 92

Белые идут g3 - f4, и черные должны эту шашку побить. Но как? Можно е5: g3, а можно еЗ: g5. ВЫБОР ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ БЬЮЩЕМУ. Конечно, тут играющий черными побьет е5: g3 (скажи - почему?). Но предположим, что он ошибся и побил e3:g5. Те­перь уже выбор между h4: d8 и h4: d4 за белыми. Разумеется, они побили бы h4:d8, и их простая превратилась бы в дамку.
Теперь о том, как бьет дамка. Совершая ударный ход, она перепрыгивает через шашку противника, находящуюся на ее пути, и ставится за нею на любое свободное поле, после чего побитая шашка снимается с доски. Дамка тоже может бить и вперед и назад, а также за один ход может побить несколько шашек.

Диаграмма 93

Здесь из трех белых дамок бить может только одна. Дамке аЗ нельзя бить, так как пришлось бы перепрыгнуть через свою же шашку (b4). Не может бить и дамка b8, так как через две рядом стоящие шашки перепрыгивать нельзя. Белые бьют так: f8:c5:f2:h4:f6:a1, что записывается короче - f 8: а 1. После хода все побитые шашки (d6, еЗ, g3, g5, е5) снимаются с доски. Делая этот ударный ход, белая дамка имела право остановиться не на a1, а на b2 (или сЗ, или d4), но это, конечно, было ей невыгодно: тогда ответным ходом ее побила бы черная дамка h8.

Диаграмма 94

Белые тут идут 1. f2 - еЗ. Черная дамка бьет 1... h6:d2. Как теперь может бить белая дамка? Смотри - 2. e1:c3:f6:h8; 2. e1:сЗ:f6: d8:a5; 2. e1:b4:f8:h6; 2. e1:a5:c7:f4 (g3 или h2); 2. e1: a5: d8:f6:h8; 2. e1: a5: d8: f6: d4 (сЗ, b2 или a1). Из шести возможностей белые имеют право выбрать любую. Как видишь, они одним ходом побьют и снимут с доски почти все шашки соперника.
Почему же черные позволили белой дамке проявить такую прыть? Почему они своей дамкой h6 побили специально подставленную им ходом 1. f2 - еЗ шашку? Потому что есть правило -
БИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Таким образом, если шашки твоего противника оказываются под ударом, ТЫ ОБЯЗАН ИХ ПОБИТЬ, выгодно это тебе или нет. И нельзя прекращать удара, не побив все шашки, которые можно взять этим ударным ходом. Разумеется, так обязан поступать и твой соперник: когда у него под ударом твои шашки, он должен их побить.
Теперь еще одно правило.
Когда простая попадает на дамочное поле тихим ходом, то она превращается в дамку, но бить как дамка может только после ответного хода противника; когда же простая попадает на дамочное поле ударным ходом, то она превращается в дамку и сразу же бьет дальше как дамка (если, конечно, ей есть что бить). На диаграммах 95 и 96 видно, как это происходит.

Диаграмма 95 Диаграмма 96

Если белые пойдут 1. е7 - d8 (диаграмма 95) то их простая превратится в дамку, но не бьет сразу шашку b6, а ждет ответного хода. Черные же отвечают 1...d2-e1 (теперь это дамка) и выигрывают: 2. d8: а5 с5-b4 3. а5: сЗ e1: а5.
А на диаграмме 96 после 1. g3 - f4 еЗ: g5 белая простая h4 попадает на d8 ударным ходом и потому, превратившись в дамку, сразу же бьет дальше - 2. h4:d8:a5:e1, то есть 2.h4: e1 с выигрышем белых.
И наконец, ты должен запомнить еще три условия, связанные со взятием.
1. ПРИ УДАРЕ МОЖНО СНИМАТЬ ШАШКИ С ДОСКИ ЛИШЬ ПО ОКОНЧАНИИ ХОДА.

Диаграмма 97

Это условие требует, чтобы белые били тут так - e1: а5: с7: е5, и стоп! Простую d4 бить нельзя: за ней нет свободного поля - там стоит шашка сЗ, которая хотя и побита, но может быть снята с доски только после окончания хода. Поэтому белые, закончив удар 1. e1:e5, ставят дамку на е5 и снимают шашки сЗ, b6, d6. Черные в ответ берут дамку-1...d4:f6.
Такой удар, при котором уже побитая, но не снятая с доски шашка останавливает дамку, называется ТУРЕЦКИМ УДАРОМ.
2. ПРИ УДАРЕ НЕЛЬЗЯ ДВАЖДЫ ПЕРЕПРЫГИВАТЬ БЕРУЩЕЙ ШАШКОЙ ЧЕРЕЗ ОДНУ И ТУ ЖЕ ШАШКУ ПРОТИВНИКА.

Диаграмма 98

Как белые обязаны здесь бить? Так - b2: f 6...(и пока не снимать шашку d4 с доски - удар еще не окончен)... f6: d8: b6. Но не дальше!
Ведь шашку f 2 бить нельзя, потому что пришлось бы второй раз перепрыгнуть через шашку d4. Дамка останавливается на b6, и черные бьют ее-а5:с7.
Это тоже был турецкий удар: дамку остановила уже побитая ею шашка d4.
3. ПРИ УДАРЕ РАЗРЕШАЕТСЯ МНОГОКРАТНО ПЕРЕХОДИТЬ ЧЕРЕЗ ОДНО И ТО ЖЕ СВОБОДНОЕ ПОЛЕ.

Диаграмма 99

Белые здесь могут (и обязаны!) побить так - 1. аЗ: d6:g3:e1:а5:с7. Дамка тут дважды переходила через поле b4, но это разрешается, так как оно свободное. После удара дамки черные заберут ее 1...d8:b6.

ЕЩЕ О ЗАПИСИ ХОДОВ

Если нужно записать партию, ходы пишут столбиками: слева - белых, справа - черных. Значит, ХОД БЕЛЫХ И ОТВЕТ ЧЕРНЫХ БУДУТ СТОЯТЬ ПОД ОДНИМ ПОРЯДКОВЫМ НОМЕРОМ. Вот так:
Петя Андреев Саша Лядов
1. сЗ-d4 d6-с5
2. b2 - сЗ е7-d6
3. a1- b2 d6- е5
4. g3-h4 с5-b4
5. аЗ:с5 е5-f4
6. еЗ:е7 f8: b4
7. сЗ:а5 h6-g5
8. h4:f6 g7:a1
Черные прошли в дамки и должны выиграть.
Запись партии можно вести и в строчку:
Петя Андреев - Саша Лядов: 1. сЗ-d4 d6-с5 2. b2-сЗ е7-d6 3. a1- b2 d6- е5 4. g3-h4 с5-b4 5. аЗ: с5 е5-f4 6. еЗ: е7 f 8: b4 7. сЗ: а5 h6-g5 8. h4: f6 g7: a1 и т. д.
Иногда применяется сокращенная нотация: не указывают номер ряда, с которого пошла шашка, и не пишут тире и двоеточия:
Петя Андреев - Саша Лядов: 1. cd4 dc5 2. bсЗ ed6 3. ab2 de5 4. gh4 cb4 5. ас5 ef4 6. ее7 fb4 7. са5 hg5 8. hf6 ga1 и т. д.
А как записать положение шашек на доске? Смотри- вот запись позиции на диаграмме 94.
Белые: Д.е1, np.c1, f 2; черные: Д.h6,пр.b6,е5,е7,g7.
«Д» означает дамки, «пр.» - простые. Если в пози­ции нет дамок, то при записи можно не ставить «пр.».
В КНИГАХ ДИАГРАММЫ ВСЕГДА РАСПОЛОЖЕНЫ ТАК, ЧТО ЛАГЕРЬ БЕЛЫХ НАХОДИТСЯ ВНИЗУ.
ЕСЛИ НАПЕЧАТАНА ПОЗИЦИЯ И НЕ УКАЗАНО, ЧЕЙ ХОД, ЗНАЧИТ, ХОД БЕЛЫХ.
Нужно знать и такие обозначения:
X - и выигрывают.
! - отличный ход.
!! - замечательный ход.
? - слабый или ведущий к проигрышу ход.
? ? - грубая ошибка.

ЧТО СЧИТАЕТСЯ ПОБЕДОЙ?

ВЫИГРАВШИМ ПАРТИЮ СЧИТАЕТСЯ ТОТ, КТО ЗАБЕРЕТ ВСЕ ШАШКИ ПРОТИВНИКА ИЛИ ЛИШИТ ИХ ХОДА. ЕСЛИ ЖЕ НИ ИГРАЮЩИЙ БЕЛЫМИ, НИ ИГРАЮ­ЩИЙ ЧЕРНЫМИ СДЕЛАТЬ ЭТО НЕ СМОЖЕТ, ПАРТИЯ ПРИЗНАЕТСЯ НИЧЬЕЙ.

Диаграмма 100

Тут белые выигрывают, забирая все черные шашки: 1. g3-f4 e5:g3 2. h2:g1X.

Диаграмма 101

Здесь был ход черных. Они могли пойти 1...h2-g1 (чтобы потом ходить дамкой вверх и вниз по нижнему двойнику) и тогда выиграли бы. Черные же сделали соблазнительный (забрать шашку!), но плохой ход - 1...h2 - е5?, и игра закончилась так: 2. b2 - сЗ! e5:a1 (если 2...е5:b2, то 3. аЗ-b4 а5:сЗ 4. c1:a3, и черные сами должны отдать свою последнюю шашку) 3. аЗ - b4! а5: сЗ 4. c1 -b2 сЗ-d2 (другого хода нет) 5. e1: сЗ - победа белых: они лишили противника возможности сделать ход - заперли его дамку.
Ну вот ты и узнал почти о всех правилах шашек. Теперь можешь сам вести с друзьями сражения на шашечной доске. Советуем в этих сражениях придерживаться двух следующих обязательных при игре правил поведения.
ТРОНУЛ -ХОДИ!
Это значит, что игрок, дотронувшийся до своей шашки (когда его очередь ходить), обязан ею сделать ход (если, конечно, такое возможно).
ОТНЯЛ РУКУ -ХОД СДЕЛАН!
А это означает, что игрок, передвинувший свою шашку и уже отнявший от нее руку, не имеет права, спохватившись, пойти этой шашкой на другое поле.
Поэтому, если нужно подвинуть шашки, чтобы они стояли аккуратнее, то прежде, чем дотрагиваться до них, следует предупредить противника словом «ПОПРАВЛЯЮ».

Оценка пользователей 5 из 5 (всего 3 голоса)

Рассматриваемая настольная забава насчитывает большое количество разновидностей, которые отличаются не только правилами, но и инвентарем, используемым для нее. Ученые обосновывают это тем, что развлечение появилось в разных уголках планеты приблизительно в одно и то же время независимо друг от друга. Есть предположение, что его название произошло от слова "шажки", так как в процессе боя происходит хождение по полю.

Для того, чтобы сыграть, геймерам понадобится игровое поле, состоящее из клеток темного и светлого цвета, расположенных по диагонали. В забаве используются равноправные фишки: белые, дающие участнику партии первым осуществить ход, и черные. Играть одновременно могут только два участника.

Это развлечение любят все, поэтому и играют в него люди от мала до велика. Правила шашек просты и незамысловаты, их освоить способны дети уже с четырех лет. Игра хорошо развивает пространственное и логическое мышление, заставляет думать и разрабатывать стратегии, улучшает память и интеллектуальные способности. Ее польза неоспорима и давно доказана, не зря ведь она была так популярна в советское время. Сколько детей посещало тогда шахматно-шашечные секции! После непродолжительного забвения развлечение возвращается в нашу жизнь, но уже с использованием компьютерных технологий и в режиме online.

В этой статье рассмотрим основные правила игры в наиболее популярные виды шашек для начинающих.

Правила в шашках

Начнем с русских.

Инвентарь:

  • Игровое поле, размер которого восемь на восемь клеток. Обозначение ячеек буквенно-цифровое.
  • Черные и белые фишки, каждого цвета по двенадцать штук.

Оставить противника без фишек, или без возможности сделать ход. В случае, когда никто из противников не может одержать победу, объявляется ничья.

Шашки правила классические:

Два участника соревнуются друг с другом, расположившись на противоположных сторонах игрового поля. Доска располагается так, чтобы у каждого игрока слева, в первой линии, находилась темная ячейка. Кто каким цветом будет играть, определяется с помощью жребия. Каждый участник партии заполняет фигурами темные клетки первых трех рядов поля. Первым ходит тот, кто играет белым цветом. Ходы соперниками делаются в порядке очереди. Как только участник сделал шаг и отпустил руку, ход сыгран, и ничего изменить уже нельзя. Если игрок прикоснулся к фишке, то он обязательно ею походит. Прежде чем поправить фигуру, геймер должен предупредить об этих намерениях второго участника.

В начале партии все фигуры простые. Движение их осуществляется по диагонали, на одну свободную ячейку вперед - во время хода, вперед или назад – во время боя. Если фигуре удалось добраться до первой линии соперника, она становится дамкой. Их переворачивают, чтобы отличать от пешек.

Взятие происходит так: участник перепрыгивает через противника, если за ним имеется свободная ячейка. В случае, когда есть возможность продолжить взятие, игрок должен это делать. Бить разрешается как вперед, так и назад, битые фишки убираются с игрового поля.

Дамка ходит и бьет по диагонали через любое число ячеек в случае, когда они пусты. Если она может продолжить взятие, это необходимо сделать в обязательном порядке.

Существует также такое понятие, как взять за фук. Если игрок не заметил возможность ударить "жертву", то соперник имеет право взять его фишку без боя.

Есть такой вид рассматриваемого развлечения, как поддавки. Здесь тактическая схема действует в противоположном направлении, то есть необходимо первым отдать противнику фигуры или же лишить себя возможности ходить.

Также нельзя не упомянуть о чапаеве, всем знакомом с детства. У участников по восемь фигур, которые они расставляют в каждую клетку своего первого ряда. Затем геймеры в порядке очереди выбивают фишки противника. Игрок, которому это удалось, подвигается на один ряд вперед, пошагово приближаясь к сопернику. Раундов может быть семь и больше. После шестого ряды участников приближаются друг к другу вплотную. Побежденный в этом раунде отступает на одну линию назад. В случае ничьей все остаются на своих местах. Победит тот, кто справится с соперником в последнем решающем раунде. В этом виде выиграть под силу даже новичку.

Рассмотренные правила для шашек являются стандартными, по договоренности партнеры могут вносить в них коррективы. Многие сайты дарят своим пользователям возможность поиграть в рассматриваемую забаву бесплатно здесь и сейчас, то есть в режиме онлайн. А те, в свою очередь, с удовольствием пользуются этим. Поэтапные инструкции помогут начинающим геймерам освоиться.

Тактики в шашках

Метод игры в международные шашки похож на русские. Они получили распространение в Польше, Франции, Китае, Бельгии, России и т.д. Главное их отличие заключается в том, что здесь используется поле размером десять на десять. Число фишек каждого цвета увеличивается до двадцати штук. Ими партнеры заполняют по четыре ряда со своей стороны. Во всем остальном схема игры одинакова, поэтому не будем повторяться. Выигрывает тот игрок, которому удалось уничтожить фигуры противника или лишить его возможности сделать ход.

По данной разновидности проходят турниры во многих странах, национальные чемпионаты, чемпионаты Европы и мира. Часто опытные геймеры проводя тренировки, используют для этих целей компьютер. Есть много интересной литературы, читая которую, шашисты могут узнать о всех тонкостях и хитростях этого развлечения.

Что касается чекерса, то он популярен в Соединенных Штатах, Великобритании, Индии, Италии и т.д. Черкес известная игра в шашки, правила ее имеют следующие отличия от классики:

  • первыми ходят черные;
  • пешки бьют исключительно вперед;
  • дамка ходит только на одно поле, но и назад, и вперед.

Интересный факт: Джонатоном Шеффером было доказано, что существует беспроигрышный алгоритм ведения боя. Следуя ему, можно рассчитывать на выигрыш или, в крайнем случае, на ничью в чекерсе.

Среди разных видов забавы у армян самой популярной считается тама. В нее играют на обычной 64-х клеточной доске. В партии участвуют 32 камня, 16 штук у одного геймера и 16 штук у другого. Фигурами заполняют каждую ячейку 2-го и 3-го ряда на сторонах партнеров. Камни ходят, а также бьют или по горизонтали, или по вертикали. Брать назад в игре запрещается. В инструкции к таме есть перечень "джентльменских правил". Они говорят о том, что соперник обязательно предупреждает партнера, если он намерен бить его фигуру, или если он оказывается на 7-8 ряду.

Чтобы научиться правильно играть в таму, нужно запомнить следующее:

  • Пешка ходит на одну клетку или влево, или вправо и, ни в коем случае, назад.
  • Дамка (тама) двигается по горизонтали, вертикали, диагонали, а также вперед, назад, то есть в восьми направлениях.
  • Если камень добирается до восьмой линии во время боя и может его продолжить, то делает он это уже в качестве тамы.
  • Пешка бьет камень, стоящий справа, слева, впереди, по вертикальным или горизонтальным направлениям.
  • Тама бьет во всех восьми направлениях.
  • Если перед игроком открыто несколько вариантов взятия камней соперника, он должен выбрать максимально результативный.
  • Когда несколько вариантов взятия сулят одинаковое число битых камней, партнер сам решает, как ему ходить.

Проведение чемпионатов по таме в Армении не редкость. Развлечение пользуется большой популярностью в стране.

Шашки ходы

Многие считают эту забаву незамысловатой, в которой можно легко одержать победу, лишь изучив правила. Но это далеко не так. Знаний основных инструкций здесь не достаточно, хотя без них вообще нет никакого смысла садиться за стол. Тактика в игре в шашки существует. Для новичков будут полезны простые советы, которые сделают их положение в партии более выигрышным:

  • Во время поединка старайтесь как можно быстрее добраться до восьмого ряда и как можно дольше не давать сделать это противнику. Дамка - это хорошее преимущество. Она свободнее двигается по игровому полю и является обладательницей широкого перечня возможностей. Дамка может стать на пути целой группы пешек.
  • Старайтесь, чтобы всегда число ваших камней на доске превышало их количество у соперника. Этот совет достаточно очевидный, для его реализации помогут различные приемы, используемые опытными геймерами.
  • Ваши фигуры должны занимать центральную часть поля. Камни, расположенные по краям доски, слабее, чем центральные - это факт. Но, выстроив фишки в центре, обеспечьте им надежную оборону для того, чтобы они не стали легкой добычей для противника.
  • Перед тем, как сделать ход, подумайте, чем на ваше действие может ответить партнер. Всегда нужно просчитывать игру на несколько шагов вперед. Это важный совет, который может уберечь игрока от опрометчивых поступков, изначально казавшихся заманчивыми.
  • Перемещайте фигуры небольшими группами. Это не позволит сопернику их побить.
  • Как можно дольше не освобождайте первую линию. Таким образом, противник не сможет в это время выйти в дамки.

Правила по шашкам

Конечно, не существует какой-либо комбинации или тактики в шашках, знание которых позволит шашисту одержать победу. Их бесчисленное количество, и этот факт делает забаву интересной и динамичной.

Человек, который открыл для себя это развлечение, понимает, что одних правил не достаточно, нужно учиться и совершенствовать навыки и умения. Отметим: учиться можно в любом возрасте.

В первую очередь, игрок должен досконально знать правила, без этого дальше двигаться нет смысла. Они просты для запоминания, поэтому их изучение не займет много времени даже у ребенка. После можно переходить к секретам и приемам игры. В литературе для шашистов авторы делятся хитростями с читателями, дополняя их фото и иллюстрациями для визуального восприятия информации. Лучше разделить партию на стадии (начало, середина, окончание) и изучать их поэтапно. Пошаговое изучение непременно даст положительные результаты. Ну, а для тех, кто только делает первые шаги, лучше начать с советов, о которых было упомянуто выше.

  • для взятия - прием, носящий название "лобки" или нападение на фигуру;
  • для выхода в дамки - прием "прорыв";
  • для лишения партнера возможности походить - приемы запирания.

Полученные теоретические знания нужно совмещать с практикой. В случае, когда нет партнера, можно воспользоваться компьютерными шашечными программами, но обязательно проверенными. Сыгранные поединки лучше записывать, чтобы после сделать анализ ошибок.

Серьезно и с полной самоотдачей подходите к каждому кону, в противном случае - это просто потеря времени. Не принимайте близко к сердцу неудачи, ведь правильно сделанные выводы во время провальных партий принесут гораздо больше пользы для обучающегося, чем выигранные. Изученные приемы и комбинации применяйте на практике, иначе от них не будет никакой пользы. Самостоятельное обучение невозможно без литературы, посвященной этой теме, но, если есть возможность ходить на занятия в шашечную секцию, не упустите ее. Получение знаний под контролем опытного наставника даст положительные плоды гораздо быстрее. Процесс обучения не прост, но здесь главное правильный подход.

Правила игры в Русские шашки

Цель игры - съесть все шашки противника или «запереть» их (т.е. лишить возможности хода)

Игра ведется только по тёмным полям. Шашечная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы слева от играющего находилось тёмное угловое поле. В начальной позиции у каждой стороны по 12 шашек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны

Шашки делятся на простые и дамки. В начальном положении все шашки простые. При достижении последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда, простая шашка превращается в дамку

Ходы делаются по очереди, передвижением своей шашки на незанятое поле. Пропуск хода не допускается. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми. Простая ходит только вперёд на одну клетку по диагонали. Дамка ходит по диагонали на любое поле, как вперёд, так и назад, причём через свои шашки она перескакивать не может

Если простая шашка находится рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле, после этого, шашка соперника снимается с доски. Если при этом возникает возможность продолжить взятие других шашек соперника, то это взятие должно быть произведено. При бое через дамочное поле простая шашка превращается в дамку и продолжает бой по правилам дамки. За один ход шашку противника можно побить только один раз (правило турецкого удара). Согласно этому правилу, если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается. Побитые шашки противника снимаются только после завершения хода. Взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. При нескольких вариантах взятия, например, одну шашку или две, игрок выбирает вариант взятия по своему усмотрению.

Выигрыш

Ничья

  • если участник, имеющий три дамки (и более) против одной дамки противника, за 15 ходов не возьмёт дамку противника;
  • если в позиции, в которой оба участника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (не было взятия, ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:
    • в 2-х и 3-х фигурных окончаниях – 5 ходов,
    • в 4-х и 5-и фигурных окончаниях – 30 ходов,
    • в 6-и и 7-и фигурных окончаниях – 60 ходов;
  • если участник, имея:
    • три простые,
    • три дамки,
    • две дамки и простую,
    • дамку и две простые,
  • если в течение 15 ходов участников делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия.

Правила игры в Поддавки (Обратные шашки)

Поддавки это шашки с обратной целью игры - потерять все свои шашки: заставить противника их «съесть» или «запереть».

Правила игры в Диагональные шашки

Правила аналогичны правилам игры в русские шашки, но начальная расстановка - иная (большая диагональ свободна, сверху и слева от неё все клетки заняты черными шашками, снизу и справа - белыми).

Правила игры в Международные шашки

Для игры используется доска 10×10 клеток. Шашки расставляются на чёрных полях первых четырёх горизонтальных рядов с каждой стороны. Играющий белыми ходит первый, далее ходы делаются поочередно. Шашки делятся на простые и дамки. В начальном положении все шашки простые.

Простая шашка ходит по диагонали вперёд на одну клетку. При достижении любого поля последней горизонтали, простая шашка превращается в дамку.

Дамка ходит по диагонали на любое свободное поле как вперёд, так и назад.

Взятие обязательно, если оно возможно. Шашки снимаются с доски лишь после того, как берущая шашка остановилась.

При взятии применяется правило турецкого удара - если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается (то есть, запрещается дважды брать одну и ту же шашку, при этом можно пересекать дважды одно и то же пустое поле).

Если есть несколько вариантов взятия, нужно выполнить тот из них, который снимает максимальное количество шашек соперника (независимо от их качества - и простая, и дамка считается одной шашкой). Если всё ещё вариантов несколько, можно выбрать любой из них. Если имеется выбор боя дамкой или простой, то можно брать любой из них, соблюдая и в этом случае правило взятия наибольшего количества шашек.

Если простая шашка в процессе взятия достигает дамочного поля и может бить дальше в роли простой шашки, то она этим ходом продолжает бой и остаётся простой. В противном случае она превращается в дамку и останавливается. Право боя по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Выигрыш

Партия считается выигранной в следующих случаях:

  • если один из участников покинул партию или заявил о том, что сдаётся;
  • если шашки одного из участников заперты и он не может сделать очередной ход;
  • если у одного из соперников побиты все шашки.

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

Ничья

  • если один из участников предлагает ничью, а другой её принимает;
  • при невозможности выигрыша ни одного из соперников;
  • три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причём очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной;
  • участники в течение 25 ходов делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;
  • если участник, имея:
    • три простые,
    • три дамки,
    • две дамки и простую,
    • дамку и две простые,
    против одной дамки противника, находящейся на большой дороге (главной диагонали доски), за 5 ходов не возьмет дамку противника;
  • на доске остаются пять дамок или четыре дамки и одна простая шашка против двух дамок, а сильнейшая сторона своим 50-м ходом не добьётся выигранной позиции.

Шашечная нотация

По нотации, принятой в международных шашках, все чёрные поля имеют номера (от 1 до 50). Нумерация доски начинается со стороны чёрных и идёт справа налево. Для записи хода простой шашки или дамки обозначают сначала поле, где шашка или дамка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится (например: 8-12). При записи взятия (боя) вместо тире ставится двоеточие (например: 12:21, 47:24:35).

Правила игры в Английские шашки (Чекерс)

Правила игры в Английские шашки (Чекерс) очень похожи на правила игры в Русские шашки, но имеют некоторые отличия:

  • первым ходит игрок, играющий черными шашками
  • простая шашка не может бить назад;
  • дамка может ходить только на одно поле в любом направлении;
  • дамка может бить только через одно поле в любом направлении;
  • бить можно произвольное количество шашек.

Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Выигрыш

Партия считается выигранной в следующих случаях:

  • если у одного из соперников побиты все шашки;
  • если шашки одного из участников заперты и он не может сделать очередной ход;
  • если один из участников заявил о том, что сдаётся.

Ничья

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

  • если один из участников предлагает ничью, а другой её принимает;
  • три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причём очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной;
  • в течение последних 40 ходов не произошло изменения сил, то есть никому из игроков не удалось провести хотя бы одну шашку в дамки, и не было удалено с доски хотя бы одной шашки или дамки.

Обращаем ваше внимание на то, что игра будет сохранена в историю, и за нее буду начислены очки только в том случае, если было выполнено 3 и более перехода хода (например, 2 хода белых и один черных для режима «Русские шашки»).

Панель режимов

Панель режимов позволяет выбрать текущий режим игры.

Верхняя панель кнопок

Ход назад , Ход вперед - позволяет отменять и повторять ходы в игре с компьютером.

Предложить ничью позволяет отправить сопернику предложение о ничьей. В случае его согласия игра будет завершена как ничья, при этом количество очков у обоих игроков не изменится;

Сдаться

Новая игра – начать новую игру с компьютером.

Покинуть игру

Дополнительные кнпоки в совместной игре

Предложить ничью позволяет отправить сорпенику предложение о ничьей. В случае его согласия игра будет завершена как ничья, при этом количество очков у обоих игроков не изменится;

Сдаться - завершает игру (засчитывается поражение).

Покинуть игру - позволяет немедленно завершить текущую игру (засчитывается поражение).

Нижняя панель кнопок

Настройки - открывает меню настроек, в котором вы можете:

  • Выбрать цвет фигур;
  • Изменить уровень сложности компьютера;
  • Включить или выключить автоматический ход для ситуаций, когда по правилам игры существует единственно возможный ход;
  • Включить отображение взятых фигур и истории ходов;
  • Включить или выключить звук;
  • Запретить другим игрокам приглашать вас в игру;
  • Открыть черный список.

Описание - открывает описание игры.

Вопросы и отзывы - открывает гостевую книгу, в которой вы можете оставить отзыв или пожелание к игре.

История - история всех ваших игр с указанием даты игры, противника и его места в рейтинге.

Жёлтым цветом отмечены выигранные вами партии, красным – проигранные, синим – завершенные ничьей.

Звёздочкой отмечены игры, занесённые вами в избранное.



Очки начисляются только за победы над противниками (за ничьи и победы над компьютером очки не начисляются).

Система рейтингов Эло, коэффициент Эло - метод расчёта относительной силы игроков в играх, в которых участвуют двое игроков. Эту систему рейтингов разработал американский профессор физики венгерского происхождения Арпад Эло.


В личном кабинете вы можете указать дополнительную информацию о себе, загрузить фото, изменить пароль, а также хранить и осуществлять личную переписку с другими зарегистрированными игроками.

Вы можете играть без регистрации в качестве гостя. После регистрации и/или авторизации вы получите доступ в личный кабинет и сможете отправлять другим игрокам личные сообщения.

Чтобы зарегистрироваться надо просто ввести имя (от 3 символов) и пароль (не менее 5 символов). Если такое имя уже зарегистрировано в игре, вам придется выбрать другое.

Без сомнений, требуют хотя бы небольшого количества времени для своего изучения, но крайне простая и логичная структура построения всех фигур делает процесс крайне быстрым. Это позволяет запомнить все основные нюансы правил игры в шашки для начинающих буквально за один день обучения и даже если Вы не знаете о шашках более ничего, кроме их названия – поправить это будет крайне просто!

Для разыгрывания всей партии противникам предоставляется стандартное игральное поле на 64 клетки (8 на 8), в которой по диагонали располагаются 2 разных цветовых палитры.

Как правило, играть необходимо на белый и черных полях, но могут встречаться версии и с другой расцветкой (Белый + Красный). Для понимания верности ходов и отображения всех отдельных клеток используется простая и понятная система номер + 2 цифры, Начиная «А», до «H» (на английском языке) и «1» до «8». Как и можно догадаться — правила игры в шашках для начинающих подразумевают противостояние двух версий фигур отличительных друг от друга по цветовой палитре и представляющее собой набор из 12 идентичных образцов.

Подробнее о выборе цвете и особенностях данного правила

Игра происходит на черных клетках с обоих сторон и при этом, шашка не может ставать на белые. Поэтому, все «участники» боевого поля вынуждены ходить только по диагонали не далее, чем на 1 клетку. Кроме этого, первым всегда ходит именно тот игрок, который принял на себя сторону белых, однако система расположения самой игральной доски сделана так, чтобы оставлять для второго игрока идентичные шансы на победу (например, с обеих сторон имеется угловая клетка для «безопасного» расположения шашки, а именно: «А-5» и «H-4»).

Выбор цвета осуществляется двумя способами:

  • Жребием;
  • И по договоренности, которая подразумевает обмен сторонами после каждой партии (если их несколько).

Взятие шашки противника и правила ходовки

Так как каждая шашка может ходить только на 1 клетку вперед, взятие шашки противника не может осуществляться дальше одного хода. Это означает, что для ее «поглощения» необходимо находится с ней в непосредственной близости, после чего игрок может «перешагнув» ее убрать из доски. Важно отметить, что во время «атаки» шашка ходит не на 1 клетку, а именно перешагивает через шашку второго играющего, что перебрасывает ее сразу на 2 клетки.

При этом, правила игры в шашках для начинающих подразумевают и то, что нельзя ходит назад (но можно, если в цепи вражеских шашек имеются позиции даже позади).

Если игрок успешно «поглотил» вражескую шашку и переместился по диагонали на 2 позиции дальше, он может продолжать убирать фигуры противника, если они снова на расстоянии поражения. Это называется цепью, при которой играющему не нужно дожидаться нового хода, чтобы убрать остальные шашки – он может продолжать это делать, пока есть доступные цели, поэтому начиная партию важно правильно формировать все построение. Оно должно быть, не только настроено на поражение противника, но и препятствовать появлению подобных цепей.

Для защиты своих позиций можно использовать 2 принципа тактики:

  1. Строить тактику наступления так, чтобы не формировать цепи;
  2. Крыть позиции другими шашками.

Если первый пункт уже достаточно раскрыт, стоит подробнее изложить и второй. Так как обычная шашка не может ходить далее 1 клетки, свои же позиции можно надежно прикрыть поставив свою партию так, чтобы позади переднего ряда не было пустого пространства. То есть, если за доступной для атаки шашкой нет пустой клетки для полноценного «прыжка», сделать его, соответственно, нельзя и поэтому, передняя позиция будет в полной безопасности.

ВАЖНО ОТМЕТИТЬ, что все же не стоит блокировать абсолютно все свои ходы, поскольку вся игра производится исключительно в пошаговом режиме и при этом, ходить обязательно! Если Вы заблокируете любую возможность на ход, это приведет к ничье и партию придется переигрывать.

Как не крути, но правила игры в шашках для начинающих подразумевают полную идентичность каждой выставленной «фигурки», поэтому, независимо от расположения или стороны, они имеют одинаковые возможности. Тем не менее, присутствует и исключения, которые являются особой привилегией того игрока, который зашел на стороне второго играющего дальше всего, а конкретно в самый конец поля.

Такая шашка получает целый ряд особенностей и называется «Дамкой», которая может сильно увеличить шансы на победу (но далеко не всегда).

Так подобная Дамка может:

  • Перемещаться в любую сторону, (как вперед, так и назад);
  • Ходит больше чем на 1 клетку (а точнее на любое расстояние по диагонали);
  • И идентично может поражать целые цепи противников.

Тем не менее, если доступная для поражения шашка успешно прикрыта (другой), дамка не может через нее переступить, что позволяет второму оппоненту успешно ей противодействовать. При этом, если удачно расположить свои шашки и успешно убрать ее с игральной доски – это не убирает возможность сделать новую дамку снова так как делать их можно с любой фигурки (даже сразу несколько). Но для этого обязательно нужно довести ее до самых дальних 4-х позиций оппонента, который, с понятных причин, будет подобному препятствовать.

Когда заканчивается игра?

Как и можно догадаться, в отличие от шахмат правила игры в шашках для начинающих подразумевают полное отсутствие главной фигурки игрока, поэтому партия будет продолжаться пока второй оппонент не потеряет все свои шашки. При этом, в случаях затягивания игры (перемещения последней шашки туда и обратно) могут использоваться такие исходы как:

  • Договоренность о ничье;
  • И присуждение победы второму игроку (за неспортивное поведение).

Важно учесть, что выделенное время на каждый ход также ограничивается 1 минутой, поэтому нельзя затягивать с планировкой слишком долго. Но, как бы там ни было, шашки - это по-своему уникальная и достаточно простая игра, которая все же требует создания полноценных тактик и умения планировать свои действия наперед. Поэтому все нужные навыки приходят только на практике, поэтому важно учится и желательно в подростковом возрасте и изучить и именно тогда победа станет лишь вопросом времени.



Copyright © 2023 Игры для всех.